Вузы проигнорируют призыв к импорту знаний

Зарубежных преподавателей, как правило, приглашают те украинские университеты, которые и сами обеспечивают высокий уровень знаний

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк призвал вузы активнее пользоваться каналами трансфера знаний из западных университетов — через программы дистанционного обучения и через привлечение иностранных преподавателей. «Как глава правительства, я готов найти деньги — в бюджете или нет, — чтобы пригласить сюда несколько десятков представителей ключевой западной профессуры по тем специальностям, которые нам нужны», — заявил Яценюк на совещании с руководителями вузов.

В принципе, новый Закон «О высшем образовании» упрощает обе формы импорта знаний. Прежде всего это касается привлечения зарубежной профессуры. Раньше ему сильно препятствовала процедура нострификации. «Теперь в законе четко говорится, что вузы имеют право принимать окончательное решение о признании образовательных и ученых степеней при зачислении на должность научного или научно­педагогического работника. Иными словами, преграды, связанные с нострификацией документов, исчезли. Но надо помнить о самом процессе зачисления, который регулируется еще и нормами трудового законодательства», — объясняет «k:» первый заместитель директора по научно­исследовательской работе Института высшего образования НАПН Украины Светлана Калашникова. Речь идет о получении разрешения на работу в Украине. Согласно действующему порядку оно выдается при условии, что в Украине отсутствуют квалифицированные работники, способные выполнять соответствующий вид работы. То есть вузам все равно надо будет обосновать Госслужбе занятости, чем иностранный профессор экономики лучше нашего.

Есть и другой аспект проблемы. Закон понижает нагрузку научно­педагогических работников. С 1 сентября 2015 года она не сможет превышать 600 часов в течение учебного года (сейчас это 900 часов). То есть увеличится и без того высокая конкуренция между преподавателями за часы, от которых зависит зарплата. Кто заинтересован в том, чтобы отдавать их иностранцам? «Я не верю в то, что практика привлечения гостевых профессоров станет широкой. Ведь надо очень хорошо осознавать, что именно ты выигрываешь, приглашая на кафедру зарубежного профессора. У нас это бывает в исключительных случаях. Зарубежных преподавателей, как правило, приглашают к себе вузы, которые и сами обеспечивают высокий уровень знаний. А те, кому стоило бы поднять свой уровень за счет гостевой профессуры, — разве будут этим заниматься?» — говорит «k:» директор Львовского областного института последипломного педагогического образования Роман Шиян.

То же касается зарубежных дистанционных курсов обучения. «Университет имеет право включить в свою программу такой курс, но при этом обеспечить выполнение требований образовательной программы. То есть все зависит от качества курса», — объясняет Светлана Калашникова. «Но здесь снова возникает проблема с часами, за которые конкурируют преподаватели. Какой смысл им ориентировать студентов на обучение на открытых курсах?» — говорит Роман Шиян. С другой стороны, студенты вроде и должны быть заинтересованы в дистанционном обучении. Новый Закон «О высшем образовании» уменьшает их аудиторную нагрузку, подчеркивает значимость самообразования. Но на деле все зависит от их целеустремленности. «Кредиты студентам за дистанционный курс начисляются, если он является частью утвержденной университетом учебной программы», — говорит Светлана Калашникова. «Значительная часть наших студентов ходит в университет за дипломом, а не за знаниями. Поэтому только самые мотивированные из них будут посвящать свободное время дистанционному обучению, для которого к тому же нужно хорошо знать английский язык», — объясняет Роман Шиян.

Иными словами, условия для импорта знаний вроде бы существуют, но расклады в системе высшего образования подталкивают к тому, чтобы этот импорт игнорировать. «Если уж ставится задача такого импорта, стоило бы обратить внимание на наших специалистов, которые теперь работают в зарубежных университетах, имеют научные достижения. Ведь это люди, хорошо знающие нашу среду. Было бы очень мудро привлекать их к преподаванию у нас — в том числе и через дистанционные формы», — считает Роман Шиян.

Comments are closed.